В Астане внедряется электронная транспортная модель с применением искусственного интеллекта — она станет основным инструментом в решении проблемы дорожных заторов. Об этом сообщил премьер-министр Олжас Бектенов в ответе на депутатский запрос, сообщает Belles.kz.
Цифровая система разрабатывается в рамках Комплексной программы развития транспортной системы столицы до 2035 года. Главная цель — сделать передвижение по городу быстрее, безопаснее и удобнее. Модель позволит анализировать большие массивы данных, отслеживать движение транспорта в реальном времени и прогнозировать трафик с высокой точностью.
По словам главы правительства, сегодня на улично-дорожную сеть Астаны ежедневно выезжает до 600 тысяч автомобилей. Наибольшая нагрузка наблюдается на проспектах Мангилик Ел, Кабанбай Батыра и Туран, а также на улицах Сарайшык и Кунаева.
Сейчас специалисты собирают первичные данные в Есильском районе — наиболее загруженной части города. По завершении разработки модель будет использоваться для обоснования всех ключевых транспортных решений: от строительства новых развязок до оптимизации маршрутов общественного транспорта. Работы ведутся за счёт гранта Евразийского банка развития, завершение запланировано до конца 2025 года.
Одновременно с этим постановлением акимата создан Центр организации дорожного движения (ЦОДД), который займётся управлением потоками, регулированием парковочного пространства и повышением пропускной способности улиц.
Также модернизируется общественный транспорт. Уже закуплено 305 автобусов, в 2025 году ожидается поставка ещё 300. Идёт реконструкция семи улиц под скоростные коридоры, что должно повысить среднюю скорость автобусов в часы пик на 20%.
Власти подчёркивают: основная ставка делается на сокращение доли личного автотранспорта в пользу удобного и прогнозируемого общественного сообщения, развития пешеходной среды и безбарьерной инфраструктуры.