В Казахстане могут ограничить доступ к иностранным маркетплейсам, если они не выполнят налоговые требования и не зарегистрируются как плательщики НДС — такая норма предусмотрена в новом Налоговом кодексе, сообщает Belles.kz.
Соответствующие положения закреплены в статье 89 нового Налогового кодекса, который вступил в силу с 1 января 2026 года. Документ позволяет блокировать интернет-ресурсы иностранных онлайн-площадок в случае игнорирования уведомлений налоговых органов. Речь идёт о требованиях, связанных с камеральным контролем и обязательной регистрацией в качестве плательщика налога на добавленную стоимость.
В Комитет государственных доходов пояснили, что банки второго уровня и платёжные организации передают сведения о зарегистрированных иностранных компаниях.
«В соответствии с Налоговым кодексом банки второго уровня и платёжные организации представляют в органы госдоходов сведения по иностранным компаниям, прошедшим условную регистрацию. Данные сведения используются для анализа полноты и своевременности исполнения налоговых обязательств при осуществлении электронной торговли товарами и оказании услуг в электронной форме физическим лицам на территории Казахстана», — сообщили в комитете.
На основании этих данных налоговые органы проводят камеральный контроль, сопоставляя информацию о платежах и фактически уплаченных суммах НДС.
«В случае выявления фактов неуплаты либо неполной уплаты формируются уведомления о расхождениях», — отметили в КГД.
Если иностранные маркетплейсы не устранят нарушения и проигнорируют требования, их интернет-ресурсы могут быть заблокированы на территории Казахстана.
В ведомстве напомнили, что с 2022 года в стране действует налог на цифровые услуги, известный как «налог на Google». С момента его введения регистрацию прошли 120 иностранных компаний, из них 22 — в 2025 году.
Общая сумма налоговых поступлений от иностранных цифровых компаний составила 136 млрд тенге. Только за 2025 год бюджет получил 57,6 млрд тенге, а в январе 2026 года — ещё 8,7 млрд тенге.
Комментарии