14 апреля в Астане прошла пресс-конференция, на которой представители движения владельцев иностранных автомобилей потребовали легализовать около 250 тысяч машин, ввезённых в Казахстан после 1 сентября 2022 года. Несмотря на то, что Кабинет министров чётко обозначил, что легализация касается только тех автомобилей, которые находились в стране до этой даты, некая группа автомобилистов требует пересмотра правил, сообщает Belles.kz.
Удивительно, но они сами признают, что ввозили машины после установленного срока — то есть осознанно нарушали законодательство.
«С какой целью вообще заезжать на этих автомобилях, непонятно. Поставить хочешь на учёт — не дают. Ездить нельзя — штрафуют», — возмущался на пресс-конференции Орынбай Абилдаев из Алматы.
По его словам, транспорт продолжает беспрепятственно пересекать границу, а страховые компании отказываются оформлять полисы на подобные машины. Из-за экологических ограничений и года выпуска авто не удаётся зарегистрировать, даже если владелец готов оплатить утилизационный сбор и таможенные платежи.
Абилдаев утверждает, что автомобили ввозятся на транзитных номерах или под видом запчастей — в разобранном виде, на эвакуаторах. Затем машины собираются и эксплуатируются в стране, несмотря на прямой запрет.
«Есть постановление правительства, на которое ссылаются сотрудники полиции. Есть пункт в ПДД. Есть 592-я статья, где указано, что авто не зарегистрировано в установленном порядке. Но мы же простой народ, как мы могли всё это знать? Мы купили машины, а теперь не можем ездить», — заявил он.
Однако действия этих людей трудно назвать ошибкой. Это — сознательное игнорирование законодательства. Кабмин дал гражданам возможность привести авто в порядок в ограниченные сроки, но спустя два с половиной года после окончания легализации предпринимается попытка пересмотра норм в интересах группы аферистов. Возникает закономерный вопрос: откуда в стране оказалось 250 тысяч машин, если правила были известны, сроки обозначены, а решения озвучены публично? Почему эти авто всё ещё продолжают пересекать границу?
«Если бы на границе не пускали — никто бы не пострадал. А так, государство запустило — теперь должно дать ездить. Рыба гниёт с головы. Люди ввозят иностранные авто и не знают, что ими пользоваться в Казахстане нельзя», — говорит Абилдаев.
Но с таким подходом ни один запрет не может работать. Если каждое грубое нарушение будет спустя время требовать легализации — зачем тогда вообще закон? И кто всерьёз поверит, что сотни тысяч человек случайно нарушили регламент?
Также аферисты недовольны высокими таможенными пошлинами и утильсбором: по их расчётам, оформление в несколько раз дороже стоимости машины. Но эти правила действуют для всех — в том числе для тех, кто оформлял автомобили по закону. Если система требует реформы — это отдельная дискуссия. Но использовать её как оправдание нарушений — манипуляция.
«Автомобиль стоит 3 миллиона, а итоговая стоимость с оформлением — 7,5. В соседних странах таких сборов нет», — говорит Абилдаев. Но он не упоминает, что и требования к экологии, безопасности и инфраструктуре там иные.
В завершение пресс-конференции прозвучали привычные призывы «услышать народ». Но здесь речь не о социальной справедливости, а о попытке узаконить мошенническую практику. Люди сознательно нарушали закон, а теперь пытаются переложить ответственность на государство.
Стоит напомнить: по официальной статистике между Казахстаном и странами-поставщиками автомобилей, включая Россию, сохраняются серьёзные расхождения в данных по импорту. Только за 2023 год разница в отчётности составила десятки тысяч машин. Это может свидетельствовать о масштабной схеме серого ввоза и отсутствии надлежащего контроля на границе. И речь тут далеко не о народе,а о людях, которые ввозят по сотне машин на одно физлицо и пытаются нелегально заработать.
Масштабы происходящего поражают. Несмотря на действующие ограничения, граница остаётся практически открытой для нелегального ввоза — и никто по-настоящему этим не занимается.
Кроме того, в Казахстане до сих пор не решена проблема с получением свидетельства о безопасности конструкции транспортного средства (СБКТС) — документа, без которого невозможно поставить авто на учёт. В странах ЕАЭС его можно получить после прохождения сертификации, которая подтверждает соответствие машины требованиям безопасности. Однако в Казахстане система выдачи СБКТС фактически не работает. Если бы прозрачный и работающий механизм получения СБКТС существовал, часть машин с нарушениями, возможно, могла бы быть легализована через законную процедуру — с техосмотром, уплатой сборов и подтверждением соответствия требованиям. Но вместо этого тысячи автомобилей продолжают курсировать по дорогам нелегально, без регистрации, без страховки и без гарантий безопасности.