В 2023 году в органы юстиции поступило 89 тысяч обращений, из них 63% — жалобы на действия частных судебных исполнителей. Министр юстиции Ерлан Сарсембаев отметил рост недовольства и анонсировал меры по повышению прозрачности, ответственности ЧСИ и цифровизации процесса исполнительного производства, передает Belles.kz
Казахстанцы стали в два раза чаще жаловаться на действия частных судебных исполнителей, сообщил министр юстиции Ерлан Сарсембаев.
По его словам, вовлечение в исполнительное производство двух сторон вполне предсказуемо приводит к недовольству действиями судебного исполнителя.
«За прошлый год в органы юстиции по линии принудительного исполнения поступило 89 тысяч обращений и жалоб, что больше в два раза в сравнении с 2023 годом – 37 тысяч. Доля их в общей массе от всех обращений и жалоб прошлого года составила 63%. В большинстве случаев заявители жалуются на отсутствие прозрачности и информативности хода исполнения производства, несвоевременную отмену мер принудительного исполнения, реализацию имущества, неисполнение алиментов», – сказал Сарсембаев в кулуарах мажилиса.
Анализ указал на необходимость принятия законодательных мер. Министерство прорабатывает следующие изменения:
предоставление равного доступа взыскателю и должнику для контроля процесса исполнительного производства;
внедрение в систему «цифрового помощника» оценку действий или бездействий судебного исполнителя;
вопрос повышения ответственности ЧСИ, которые на сегодня при привлечении к дисциплинарной ответственности не несут каких-либо последствий;
возможность интеграции информационной системы исполнительного производства и системы «Е-өтініш» для направления ходатайства напрямую ЧСИ без необходимости обращения в уполномоченный орган.
Как объяснил министр, на платформе информсистемы граждане смогут самостоятельно видеть нарушения в работе судебного исполнителя и реагировать на них.
«Хочу заострить ваше внимание на предметный характер таких ходатайств. То есть граждане не будут просто излагать недовольства, у них появится возможность подтвердить свои доводы сведениями из информационной системы. Следовательно, такой подход существенно сократит сроки обстоятельного рассмотрения обращения и повысит эффективность обратной связи с населением по принципу: прозрачность, открытость и контроль заинтересованных сторон», – заключил Сарсембаев.